Закрыть

Вход для дилеров

Закрыть

Изменение информации

Как изменить информацию в профиле

+7 (495) 761-35-51
          с 9:00 до 20:00

У истоков восточного ковра


Потрясающая находка.

В 1949 году в горах Алтая (Северная Монголия) в результате успешных археологических раскопок русских ученых Руденко и Гринзанова был найден самый старый в мире ковер. Он получил название Пазырык — по названию урочища, где проводились раскопки. В течение почти двух тысяч лет ковер был погребен под мерзлотой, в катакомбном захоронении знатного вождя.

Ковер, по всей видимости, входил в состав ритуальных предметов погребения наряду с погребальной колесницей и другими предметами, принадлежавшими усопшему.

Выдающаяся находка подтвердила исторические свидетельства Ксенофонта и Геродота, а также таких литературных источников, как гомеровские поэмы. Во всех этих исторических источниках подчеркивается, что у некоторых древних народов Азии ремесло ковроткачества достигло небывалой высота, что позволяло создавать искусные ковры ручной работы, использовавшиеся в основном для покрытия пола.

Однако ковер из долины Пазырык, хранящийся в Эрмитаже, является не только исторической вехой, точкой отсчета для последующей истории восточного ковроделия. Согласно данным радиоактивного углеродного анализа, время создания ковра — около V века до н.э. Этот ковер является образцом исключительно тонкого ткачества, а изображенный на нем орнамент имеет символический смысл. Плотность ковра составляет 3600 узелковых переплетений на квадратный дециметр. В сложном полихромном рисунке цвета гармонично сбалансированы с предпочтением красного (кошенили), бледно-зеленого, желтоватого, розового цветов, а также цвет слоновой кости и очень тонкого оттенка оранжевого. Ковер имеет почти квадратную форму, идущие по центру поля двадцать четыре розетки с кольевидными листьями расположены в виде креста. Между центральным полем и краями ковра расположены пять окаймляющих полос, из которых наибольший иконографический интерес представляет широкая внешняя кайма с изображением процессии воинов, следующих верхом или ведущих своих боевых коней sd поводу. На других каймах присутствует орнамент, повторяющий мотивы центрального поля, а также декор с изображением животных, среди которых олени и грифоны, которые у кочевников имели отношение к погребальному культу.

Создатели ковра Пазырык.

Как бывает со всяким неожиданным и громким открытием, находка пазырыкского ковра вызвала множество вопросов. Какой символический смысл имеют изображение? К какой народности принадлежали умелые мастера, продемонстрировавшие столь высокую утонченную технику?

На первый вопрос ответить достаточно легко, учитывая как тип захоронения, так и некоторые страницы труда Геродота, где греческий автор тщательно описывает обряды погребений скифов, которые обставляли погребение знатного воина сложными ритуалами. Согласно Геродоту, труп умершего вождя, пропитанный воском, в течение сорока дней возили от племени к племени. Затем его привозили к заранее подготовленной могиле и клали на подстилку. Вместе с умершим хоронили коней, жену и наложниц. На этом торжественный ритуал не заканчивался. Через год в жертву приносились пятьдесят воинов-всадников, принадлежащих к роду усопшего, их трупы хоронили для охраны вождя у входа в могилу. Все предметы, найденные в пазырыкском кургане, в определенной мере подтверждают рассказ греческого историка, а рисунки на кайме ковра, где изображена торжественная процессия всадников, почти наверняка относятся к жертвоприношению воинов.

Однако второй вопрос остается частично нерешенным. Некоторые ученые согласны, что шедевр такого уровня не может быть создан внутри скифской культуры — для его создания требовалось участие представителей какой-либо из развитых азиатских культур. Руденко считал, что пазырыкский ковер был выполнен искусными персидскими ткачами ахеменидского периода. Но эта теория не удовлетворяет других исследователей (в основном из-за географической удаленности Персии от Монголии). Эти ученые утверждают, что подобный ковер мог быть произведен скорее в высокоразвитом армянском царстве Урарту, где как по свидетельству греческого историка Страбона, так и судя по археологическим раскопкам и найденным тканям искусство ковроткачества могло достигать высокого уровня. Кроме того, именно в Урарту для окраски тканей применялась красная краска, добытая из кошениля.

Другие находки.

Следующая по времени находка (после древнего ковра из Горного Алтая) — найденные в отрогах Ат Тар недалеко от иракского города Карбала обрывки ковра с двойным ворсом — с лицевой и изнаночной стороны. Датируемые приблизительно от 250 до 650 года н.э., эти ковровые изделия, скорее всего, были созданы в Персии и использовались в качестве седельной попоны, так как двойной ворс хорошо предохраняет от трения при езде верхом. В Восточном Туркестане у озера Лоп Нур были найдены фрагменты ковра с такими 't техническими характеристиками, относящиеся ко II-III векам н.э. (они хорошо сохранились благодаря сухожу климату пустыни).Несмотря на разрозненность и отрывочность этих свидетельств, можно утверждать, чтов течение веков во многих регионах Азии практиковалось искусство ручного изготовления ковров, которое достигло достаточно высокого технического уровня и было широко распространено.

История и легенда: чудесный ковер Хосрова.

В исторических и литературных источниках можно встретить такую историю. Некогда во дворце в Ктесифонте (столице Персии времен Сасанидов) жил царь Хосров (правил в 513-579 гг. н. э.) и был у него изумительный ковер, шитый золотой нитью и украшенный драгоценными каменьями. Громадный ковер, сотканный для тронного зала Хосрова, назывался «Весна Хосрова» или иначе «Весенний ковер». Этот ковер представлял собой изображение цветущего весеннего сада. Вот как описывает этот ковер арабский историк: «По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, желтыми и зелеными нитями и самоцветами, нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шелком». Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу, так точно было передано мастерами пробуждение природы. Согласно легенде он был соткан для ублажения царя, любящего охоту и прогулки на свежем воздухе и тоскующего холодными зимними вечерами. Любование ковром смягчало царя, чей жестокий нрав в холодное время года нередко представлял серьезную угрозу для приближенных. В середине седьмого века царство Сасанидов пало под ударами арабов. Кочевники-арабы, привыкшие к лишениям, войнам и набегам, сломили сопротивление Персии, истощенной войнами с Византией. Ктесифон был захвачен арабами в 637 году. Драгоценный «Весенний ковер» не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям. Изумительное искусство восточных ковров засвидетельствовано и другими литературными источниками, в частности, записками Марко Поло, в которых венецианский путешественник с восторгом описывает некоторые ковры, виденные им в Турции. К счастью, начиная приблизительно с XIII века мы можем опираться не только на восторженные описания тех, кто видел восточные ковры собственными глазами, но и на реальные находки.

Индивидуальный дизайн

Также мы делаем продукцию по вашему дизайну

Дисконтная программа

У нас действует программа скидок, подробную информацию вы можете получить в разделе «Акции»

Вызов дизайнера

Пригласите дизайнера Компании.

Дилерам

Хотите работать с нами?
У нас есть предложения.

© Carpethouse, 2010-2017
info@carpethouse.ru
 

Сайт разработан на Depho cms